На дне о сатине чем мечтает. Образ и характеристика Сатина в пьесе “На дне” Горького: роль Сатина в пьесе, материалы для сочинения. Сюжет и главные герои пьесы Горького

Духовная жизнь в костылевском подвале приняла более интенсивный характер с появлением странника Луки - наиболее значительной личности среди героев пьесы.

Образ Луки - это еще небывалый в русской литературе образ бродячего простонародного философа, образ, в котором воплотились поиски и блуждания известной части социальных низов, стремление к истине, к «порядку в жизни» и к «чистоте» (то есть к высокой нравственности) и путаница понятий, трезвый реализм мышления и фантастическое бегство в утопические страны, создаваемые воображением усталых тружеников... Лука - носитель христиански окрашенной и вместе с тем простонародно-самобытной, причудливой системы взглядов, в которой есть и детская вера, и холодный скепсис, есть снисходительное утешительство, но есть и доля истинной чуткости, есть и своя этика, и своя ирония; есть крайний индивидуализм и стремление к коллективу, есть свои понятия о государстве.

Странников на Руси всегда было предостаточно. При анализе пьесы на дне характер Луки - странник не совсем обычный: он гораздо умнее, острее, проницательнее многих своих собратьев; он довольно тонкий психолог. А главное, странствия его совершались в необычный период истории, когда духовная жизнь народа принимала все более интенсивный характер. Это стремление к постижению социального бытия и бытия вообще затронуло и горьковского героя.

Лука - неутомимый наблюдатель, ему очень хочется знать, как устроена и как устроится в будущем эта пестрая, интересная, страшная, исполненная несправедливости и зла жизнь. В нем, как заметил Франц Меринг, «кроется нечто философическое».

В сложном комплексе понятий и настроений этого бродячего философа заметны явная неприязнь к хозяевам, к полицейскому государству и элементы скептического отношения к идее «бытия божия».

Однако в сознании Луки, в его этических понятиях еще дает себя знать христианское начало. Лука распространяет евангельскую этику и в форме непосредственного призыва «терпеть», как велел Христос, и в форме повторения излюбленного христианами тезиса о том, что «все мы на земле странники», и особенно в форме утверждения универсальной, неразборчивой жалости («Христос-от всех жалел...», «ни одна блоха - не плоха» и пр.). Проповедь Луки в защиту терпения объективно соответствует «программе» Костылева. Вот почему Боровский назвал Луку «шарлатаном гуманности». Не следует только всего Луку сводить к этой формуле. Он гораздо сложней, интересней. Кстати, по отношению к таким типам, как Костылев, Лука вовсе не проявляет христианской кротости, тут он явно изменяет христианству...

В сочинении на тему образ Луки - это яркое и целостное художественное обобщение особенностей простонародной формы христианства, еще цепляющегося за жизнь и пытающегося выполнять свою социальную функцию примирения рабов с их горькой участью, но уже лишенного внутренней убежденности, уже разъедаемого скепсисом.

В то же время образ Луки - и свидетельство дарований, таящихся в народе. Ибо человек этот, несомненно, даровит, оригинален. В нем огромный запас бодрости, здорового юмора и ядовитой иронии, проявляющейся в столкновениях с хозяевами жизни. Очень хорошо сказал о Луке тончайший русский художник Нестеров: «Лука - мужичонка, странник, святая душа, балагур - вносит необыкновенно русскую ноту в действие, он полный оптимист и, главное, оптимист - живой».

Вряд ли мы согласимся с тем, что образ Луки - «святая душа», но своеобразный народный оптимизм ему действительно присущ. Жизнь человечества представляется Луке как процесс затейливый и сложный, с разнообразными устремлениями. «И все, гляжу я, умнее люди становятся, все занятнее... и хоть живут - все хуже, а хотят - все лучше... упрямые!» Такое «упрямство» Лука поощряет и верит, что рано или поздно люди («Все ищут люди, все хотят - как лучше...») найдут то, что им надо. Пусть эта вера Луки в будущее абстрактна, но она была социально полезна.

По отношению к обитателям ночлежки Лука выступает и как проповедник христианского терпения - это, конечно, вредная часть его философии, и как гуманист, пришедший к своеобразному культу человека («человек все может»), - этим Лука, конечно, полезен, и просто как умный и веселый знаток житейских дел.

Обычно осуждаемый литературной критиками за неприязненное отношение к суровой правде, Лука - вот парадокс его деятельности! - в каждой конкретной ситуации выступает как самый трезвый, деловой ^консультант. Его практические советы - это своеобразная программа-минимум для обитателей ночлежки. Актеру он советует устроиться в лечебницу для алкоголиков, а пока что «готовиться», то есть перестать пить. Пеплу бродячий мудрец советует забрать Наташу и уехать в Сибирь, чтобы начать там трудовую жизнь. Наташе он советует поскорее уйти от Костылевых и резонно, психологически тонко объясняет ей, что она может довериться Ваське Пеплу, так как он «парень ничего., хороший» и, кроме того, она ему нужнее, чем он ей. И всем обитателям ночлежки он рекомендует (впрочем, это уже выходит из рамок чисто практических советов) немножко больше уважать друг друга.

В сочетании с разумным практицизмом мнение Луки о том, что не надо оглушать человека «обухом» правды, теряло значительную часть социальной вредоносности. А в отдельных случаях художественное фантазирование Луки, пожалуй, приносило и некоторую пользу. Разве, например, простодушно-романтическая мечта о «праведной земле» не могла послужить кому-то из деклассированных, отчаявшихся людей импульсом для того, чтобы подняться над кошмаром и грязью «Дна» и потянуться к более одухотворенной жизни?1

Практические советы, полученные Актером, Васькой Пеплом и Наташей от Луки, не были реализованы, но не потому, что советы были плохие, а потому, что обитателям «дна» не хватало энергии и воли для их претворения в жизнь. Но душа обитателей ночлежки была странником взбудоражена, их разум начал работать интенсивней. Так, Васька Пепел - под воздействием Луки - произносит слова, в которых привычный нигилизм по отношению к нравственным ценностям уже соединяется с новыми стремлениями и, видимо, уступает им место: «Я - не каюсь... в совесть я не верю... Но - я одно чувствую: надо жить... иначе! Лучше надо жить! Надо так жить... чтобы самому себя можно мне было уважать...»

Самые сильные духовные импульсы получил от Луки наиболее интеллигентный и умный человек «дна» - Сатин. Все, что оставалось в глубинах его души серьезного, настоящего, вдруг всколыхнулось. Так возникают знаменитые тирады Сатина о правде, о человеке, в которых он несколько сбивчиво, но ярко и страстно ополчается и против узкой, слепой правды Бубнова или еще более ничтожной, анекдотической правды Барона, живущего как во сне, безвольно и бездумно плывущего по течению жизни, и против евангельских внушений Луки, прикрывающих угнетение человека человеком.

Одновременно Сатин как бы подхватывает и поднимает на высоту священного принципа гуманистическую мысль Луки о ценности человека («Он - каков ни есть-а всегда своей цены стоит», «Человек - все может... лишь бы захотел...», «Уважьте человеку...»). То, что Лукой было выражено фрагментарно и непоследовательно (теория о том, что большие человеческие контингенты ценны не сами по себе, а лишь как материал для лучшего, несколько отдает ницшеанством), Сатиным было очищено и отчеканено в виде афоризма: человек-это звучит гордо.

По характеру Сатин - не герой дела, он лишь герой слова. Однако взволнованные речи Сатина свидетельствовали о том, что искра живой жизни, искра духа не погасла и на социальном «дне». Об этом свидетельствовали мучительные сомнения и других обитателей ночлежки. А затейливая, соединившая в себе и полезные и вредные и трезво-реалистические и консервативно-утопические элементы проповедь Луки также по-своему говорила о живой искорке, разгорающейся в народных низах. Не следует забывать, что Лука не профессор, не публицист, не священник, он простой крестьянин, человек необразованный, может быть, и неграмотный. Тем замечательней, что он живет такой напряженной духовной жизнью, охвачен таким неугомонным стремлением разобраться в социальных отношениях, в разнообразных человеческих, характерах.(«Понять хочется дела-то человеческие...»), в том, что Горький назовет позже «адовой суматохой» века.

На уроке литературы у нас произошло знакомство с произведением Горького На дне. Изучив пьесу, мы познакомились с разными образами людей, которых сложно отнести к какому-то из слоев общества. Это лишние люди, которыми их сделала не судьба, а они сами, потеряв всякий смысл жизни, так и не сумев в нее вернуться, опустились на самое дно. Одним из таких людей является Сатин, образ которого описывает Горький в своей пьесе На дне.

И образ Сатина сделать не сложно. Ведь для этого достаточно хоть немного познакомиться с произведением Горького. Из него мы узнаем часть прошлой жизни Сатина героя и его настоящее. В прошлом он не был на дне общества. Сатин был начитанный человек, работающий телеграфистом. Его можно было назвать компанейским, веселым и жизнерадостным, но в его жизни все круто поменялось, когда заступаясь за сестру, Сатин убивает человека. Таким образом он попадает в тюрьму, а после тюремного срока он так и не смог или просто не хотел себя заново реализовать, поэтому и опустился но самое дно.

Образ Сатина

Знакомясь с Сатиным, мы видим необычность и уникальность данного героя. Он выделяется из толпы, и прежде всего своими умными словами. Если бы не один случай, может он никогда и не оказался в ночлежке, но судьба послала испытание, которое он не смог пройти. Таким образом Сатин из успешного человека, у которого были перспективы в будущем, превращается в отброс общества. Он падает на дно и становится ненужным человеком, который предпочитает теперь ничего неделание.

Характеристика Сатина

Продолжая давать характеристику Сатину по произведению Горького На дне, мы видим, как он попадает в ночлежку, становится шулером, у него пропадает желание честно трудиться. Другим Сатин советует ничего не делать, а лишь обременять жизнь. Выйдя из тюрьмы, он впадает в апатию, и отгораживается от реальности. И ему так удобно. На дно он опускается по собственной воле, прожигая свои способности в вине и карточных играх. Сатин равнодушен к другим и для него нет нравственных ценностей. Как и другие герои, он рассуждает о жизни и о правде. По мнению Сатина ложь и сострадательные слова делают человека жалким, и никак не облегчают страданий. Поэтому он и не поддерживает взгляды Луки, который разбрасывался утешительными словами и обещаниями лучшей жизни.

Роль Сатина в пьесе

Говоря о роли Сатина в пьесе, можно с уверенностью сказать, что она одна из важных. Ведь именно Сатин выражал авторскую позицию во многих аспектах. Поэтому только этому шулеру и смог доверить писатель знаменитый монолог о человеке, и о том, что звучит данное слово гордо. Человека нужно уважать, и никак не унижать жалостью. Читая произведение, понимаешь, что речь Сатина не совсем совмещается с его ролью. Как-то не укладывается в голове, что именно шулеру доверено воспевать правду. Но тут все объяснимо. Сам Сатин говорит, что даже шулер имеет право говорить красиво. Ведь могут же себе позволить порядочные говорить как шулера.

7 февраля 2014

В пьесе «На дне» Горький хотел описать реальную жизнь людей, спустившихся на самую нижнюю ступень общества. Для этого писатель посещал приюты, ночлежки, общался с потерянными личностями. Все его персонажи списаны с реальных людей, которых Горький встречал во время путешествий по России. В Москве на то время существовал Хитров рынок, являвшийся скопищем нищих, воров, проституток и убийц. Он и стал прототипом ночлежки. В пьесе под одной крышей встречаются люди с разными характерами и взглядами на жизнь: доверчивый Актер, мечтательная Настя, смертельно больная Анна, работящий Клещ, сострадательный Лука, скептически настроенный Сатин. Горький «На дне» написал, чтобы показать жизнь низов, их безнадежность.

Ошибки прошлого и никакого будущего

Раньше Сатин был очень веселым и общительным парнем, играл на сцене, любил танцевать, смешить людей. У умного и начитанного человека могло сложиться прекрасное будущее, но судьба распорядилась по-другому. Защищая сестру, Сатин убил человека, за что сел в тюрьму, перечеркнувшую всю его жизнь, ведь с судимостью он никому не нужен. Герой не считает себя живым, он просто существует в ночлежке Костылева. Спился, пристрастился к картам, потерял интерес к жизни - вот так и оказался на дне Сатин.

Характеристика Константина показывает, насколько он апатичен и пассивен в жизни. Главный его девиз - «Ничего не делай». Этот герой не просто был сброшен к низам, он сам сюда пришел, своими руками погубил жизнь. Спрятаться ото всех, скрыться в подвале, играть в карты, пропивать деньги намного удобнее и проще, нежели пытаться пробить себе дорогу в мир нормальных людей, но Константин сам пожелал остаться на дне. Характеристика Сатина показывает, что это персонаж с особой философией «свободного человека», для него правда важнее всего.

Противостояние горькой правды и сладкой лжи

Константин Сатин является антагонистом Луки, странника, жалеющего всех обитателей ночлежки и выдумывающего для каждого свою правду. Новый житель вселяет в других веру в лучшее будущее, хотя сам и не верит в то, что жизнь можно как-то изменить. Лука обещает Актеру дать адрес бесплатной больницы для алкоголиков, успокаивает умирающую Анну, поддерживает иллюзии Насти. Он жалеет людей, оказавшихся по какой-то причине на дне. Сатин, характеристика которого выдает в нем здравомыслящего человека, называет все "миражом". Кажется, он один понимает безысходность такой жизни и не верит сладким речам странника.

Правда делает человека свободным

Из речей героя и его поступков можно сделать вывод, что совершенно случайно оказался на дне Сатин. Характеристика показывает, какой он добрый в душе, ведь он любил свою сестру, первым побежал защищать Наташу. Герой не приемлет лжи, считая, что она унижает достоинство человека, делает его рабом. Константин говорит правильные речи, но так сложно быть сильным, смелым и независимым, ведь намного проще встретить Луку и поддаться соблазну придумать себе иллюзорный мир. Человеческие слабости и то, к чему они могут привести, рассмотрены в пьесе Горького «На дне». Сатин (характеристика говорит о нем как об умном, но скептически смотрящем на мир человеке) не строит для себя иллюзорный мир, он и рад бы поверить Луке, но надежды на лучшее будущее у него нет.


Источник: fb.ru

Актуально

Разное
Разное

Меню статьи:

Пьеса Горького «На дне» стала прорывом в мире литературы того времени. Обличенное «дно» общества потрясло многих, даже тех, кто осознавал, что не все так хорошо в социуме и люди, которые полностью деградировали, есть. Однако впервые в литературе Горький показал этих людей не как безликий сброд, а как личностей, которые стали такими под влиянием определенных событий в их жизни, они не смогли противостоять жизненным неурядицам и оказались за бортом жизни. Все их попытки изменить свою жизнь к лучшему были обречены на провал еще с самого начала. Для них благополучная жизнь стала утопией. Один из таких персонажей «дна» является Сатин.

Жизненный путь Сатина

Сатин не всегда принадлежал к отбросам общества.
Когда-то в свое время (по молодости), от был «приличным человеком и работал телеграфистом:
Когда я был мальчишкой… служил на телеграфе.

В молодости Сатин был веселым и компанейским человеком, он люби петь и плясать и делал это мастерски:
Я, брат, молодой - занятен был! Вспомнить хорошо!.. Рубаха-парень… плясал великолепно, играл на сцене, любил смешить людей… славно!
Сатин не был одинок в этом мире – у него была родная сестра. Именно события, связанные с ее личностью, стали роковыми в жизни молодого человека.
Однажды он заступился за честь своей сестры. В стычке он случайно убил своего противника.

Предлагаем ознакомиться с анализом рассказа “Старуха Изергиль”, который написал советский писатель Максим Горький.

За этот поступок Сатин был осужден и посажен в тюрьму на четыре года. После выхода из тюрьмы молодой человек уже не смог реализовать себя в жизни и начал спускаться на дно:
Из-за родной сестры… И… все это было давно… Сестра - умерла… уже девять лет… прошло… Славная, брат, была человечинка сестра у меня!..

За подлеца… убил подлеца в запальчивости и раздражении
Я четыре года семь месяцев в тюрьме отсидел… а после тюрьмы - нет ходу.
В тюрьме Сатин научился играть в карты и жульничать:
В тюрьме я и в карты играть научился …

Характеристика личности Сатина

Сатин определенно выделяется среди «дна» общества. У него есть своя философия. Во многих моментах, связанных с видением жизни и ее обустройства, у Сатина происходят стычки с другим персонажем «дна» – Актером. Именно в таких небольших дискуссиях и проясняется его жизненная позиция и философия.

Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете ознакомиться с историей создания повести М. Горького “Детство”, которая рассказывает о тяжелой судьбе детей, живших в дореволюционное время.

Сатину нравится выговаривать разные слова иностранного происхождения. Он даже не старается запомнить их значение. При этом он не выдает их как умные изречения, а скорее как пародию по отношению к человеку их оглашающему, при этом Сатин намеренно коверкает их произношение:
Организм… органон…
Сикамбр…
Макробиотика… ха!
Сатин. А то еще есть - транс-сцедентальный…
Бубнов. Это что?
Сатин. Не знаю… забыл…
Так… Надоели мне, брат, все человеческие слова… все наши слова - надоели! Каждое из них слышал я… наверное, тысячу раз…
Люблю непонятные, редкие слова
В свое время Сатин был образованным человеком, ему нравилось читать книги:
я много читал книг…
Есть очень хорошие книги… и множество любопытных слов… Я был образованным человеком…

Сатин считает, что работа для человека не должна быть в тягость. Она должна приносить человеку не только деньги, но и моральное удовольствие:
Многим деньги легко достаются, да немногие легко с ними расстаются… Работа? Сделай так, чтоб работа была мне приятна - я, может быть, буду работать… да! Может быть! Когда труд - удовольствие, жизнь - хороша! Когда труд - обязанность, жизнь - рабство!
Сатин часто играет в карты и постоянно жульничает во время игры – этому он научился в тюрьме:

Что мы - жулики, тебе известно.
Татарин. Надо играть честно!
Сатин. Это зачем же?
Татарин. Как зачем?
Сатин. А так… Зачем?
Татарин. Ты не знаешь?
Сатин. Не знаю. А ты - знаешь?

Часто карточные игры Сатина заканчиваются дракой:
Сатин. Кто это бил меня вчера?
Бубнов. А тебе не все равно?..
Сатин. Положим - так… А за что били?
Бубнов. В карты играл?
Сатин. Играл…
Бубнов. За это и били…

Пребывание в тюрьме сделало Сатина грубым, он понял, что порой отстаивание личных интересов и справедливости наказуемо:
Не обижай человека - вот закон!
Сатин. Это называется «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных»…
Ну да… пришло время и дало «Уложение о наказаниях»… Крепкий закон… не скоро износишь!

Сатин не любит рассказывать о своей жизни:
Я не люблю, когда меня расспрашивают

Сатин не признает самоубийства, он думает, что лучше плыть по течению жизни, чем умереть:
Я тебе дам совет: ничего не делай! Просто - обременяй землю!

Со временем Сатин перестал стыдиться своего низкого положения в обществе, он подметил, что многие люди так живут, и их совсем не смущает их нищета:
Брось! Люди не стыдятся того, что тебе хуже собаки живется… Подумай - ты не станешь работать, я - не стану… еще сотни… тысячи, все! - понимаешь? все бросают работать! Никто ничего не хочет делать - что тогда будет?


Сатин никогда не жалеет людей, не потому, что ему никого не жалко, а потому, что не видит смысла в жалости:
Какая польза тебе, если я тебя пожалею? Сатин считает, что многое в жизни зависит от самого человека.
Всё - в человеке, всё для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Чело-век! Это - великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!

Сатин не боится говорить об окружающих правду, даже если она самая неприглядная:
Вы - все - скоты!
Вы - тупы, как кирпичи
Ты, Барон, - всех хуже!.. Ты - ничего не понимаешь… и - врешь!
Чего ты ругаешься? Ведь у тебя нет ни гроша, я знаю…
Сатин умеет красиво изъясняться:
Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди… говорят, как шулера? Да… я много позабыл, но - еще кое-что знаю!

Алкоголь помогает Сатину забыть о неприглядной действительности:
Когда я пьян… мне все нравится
Сатин считает, что еда – не самая главная цель в жизни человека:
Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми.

Окружающие осуждают Сатина и считают его разбойником, общество даже не пытается разобраться в причинах его деградации и дать ему шанс на полноценную жизнь:
Я - арестант, убийца, шулер… ну, да! Когда я иду по улице, люди смотрят на меня как на жулика… и сторонятся и оглядываются… и часто говорят мне - «Мерзавец! Шарлатан!


Сатин высокого мнения о старике, который жил вместе с ними. Он всегда скептически воспринимал позицию старика и его поощрение в активным действиям по изменению жизни представителей «дна», но после его смерти, смог осознать всю значимость его персоны:
Старик? Он - умница!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету

Сатин высоко ценит свободу. Он раньше был свободным человеком и осознает все прелести такой жизни:
Хорошо это… чувствовать себя человеком!

Сатин считает, что человек должен за все платить в этой жизни. Ничто не дается человеку бесплатно именно это, по мнению Сатина и делает человека свободным:
он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум - человек за все платит сам, и потому он - свободен!

Сатин считает, что в мире существует много разновидностей лжи, и каждая из них имеет право на существование и нужна для людей слабых духом. Только сильный духом человек, хозяин своей жизни не нуждается во лжи:
Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… я - знаю! я - читал! Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… Ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего… и обвиняет умирающих с голода… Я - знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живет чужими соками - тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие - прикрываются ею… А кто - сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого - зачем тому ложь?

Образ Сатина необычен и уникален

Подведем итог: образ Сатина необычен и уникален. Он ярко выделяется из всеобщей толпы «дна». Сатин не всегда был на обочине дороги. В молодости он был вполне успешным и перспективным человеком, но по случайному стечению обстоятельств его жизнь пошла под откос.

Сатин умеет анализировать и делать выводы их ситуации, но уже не верит в то, что его жизнь изменится к лучшему, так как общество не дает ему ни малейшего шанса обрести былую свободу и считает его мерзавцем.

Произведение А. М. Горького «На дне» стоит особняком в творчестве писателя. Необычные герои, населяющие страницы пьесы, обитатели сырой темной ночлежки. Обстоятельства жизни заставили людей вести нищенскую жизнь, потерять надежду.

Прошлое

Краткие реплики героя знакомят читателя с историей жизни. Представитель среднего класса, бывший телеграфист, был веселым, счастливым. Любимая сестра, добрые друзья, приличная работа. Жизнь складывалась удачно. Мужчина любил петь, плясать, был участником самодеятельного театра, мечтал жениться.

Планы разрушила роковая случайность. Защищая честь сестры, Сатин совершает убийство.

Дальше последовало стремительное падение вниз. Четыре года тюрьмы изменили характер: научился врать, играть в карты, воровать. Сестра умерла, друзья отвернулись. Освободившись, потерял все: работу, дом, семью. Не сумел найти применения своим способностям, постепенно скатываясь на дно. Ночлежка стала единственным приютом, местом обитания.

Характер

Сатин — личность необычная. Он отличается от остальных обитателей подвала. Мужчина образован. Раньше любил читать книги, теперь ему нравится употреблять незнакомые иностранные слова. Намеренное искажение звучания умных фраз — горькая самоирония.

Отдельные реплики героя говорят о том, что Сатин имеет свою жизненную философию.

Работа, по его мнению, должна доставлять удовольствие, а не быть средством материального благополучия.

Сатин всегда говорит правду. Выступает против утешительной лжи. Уверен, что человек достоин уважения. Жалость лишает свободы, унижает.

Он самолюбив, горд, скрытен. Старается забыть прошлое, воспоминания о котором заставляют страдать.

Соседи считают Константина злым, бесчувственным, грубым. На самом деле, нарочитая развязность скрывает доброе отзывчивое сердце. Он нежно вспоминает сестру, пытается спасти Наташу, понимает, оправдывает поступки Луки.

Пламенные речи персонажа остаются пустыми словами. Он предпочитает бездельничать, пьянствовать, ругаться с соседями. Обстоятельства оказались сильнее, надежды вырваться, стать свободным больше нет. Сатин осознает степень падения, пытается сохранить человеческий облик.

Образом Сатина М. Горький обличает несправедливое устройство существующего общественного порядка. Люди, подобные Сатину, достойны иной судьбы.


Top